ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
В учреждении образования «Ивацевичский государственный аграрный колледж» обеспечивается доступная среда в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов».
Порядок оказания ситуационной помощи для лиц с инвалидностью, не имеющих возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, установлен локальным правовым актом – Положением об оказании ситуационной помощи лицам с инвалидностью, утверждённым директором учреждения образования.
Для получения ситуационной помощи при посещении учреждения образования лицу с инвалидностью необходимо предварительно оповестить ответственных сотрудников учреждения образования о своем визите. При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.
Для оказания ситуационной помощи определены ответственные сотрудники, обученные технике и способам оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью:
ДОЛЖНОСТЬ |
Ф.И.О. |
ТЕЛЕФОН |
Директор колледжа |
Дымович Михаил Евгеньевич |
80(1645)9-69-01 |
Заместитель директора по учебно-производственной работе |
Скорина Игорь Васильевич |
80(1645)9-69-03 |
Заместитель директора по учебной работе |
Ильчук Людмила Адамовна |
80(1645)3-70-92 |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Тимошевич Наталья Николаевна |
80(1645)9-69-05 |
Заместитель директора по производственному обучению |
Пропер Виктор Николаевич |
80(1645)9-69-07 |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
Яночкин Дмитрий Александрович |
80(1645)9-69-06 |
Заведующий центром профессиональной и социальной реабилитации |
Яроцкая Ирина Ивановна |
80(1645)9-66-36 |
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
Территория, прилегающая к зданию:
Возле здания имеется пониженный бордюр без перепада высот, сделан плавный переход с дороги на территорию учебного заведения.
Напротив учреждения образования имеется стоянка для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями
Путь движения на территории колледжа:
На территории учреждения образования имеется ровное тротуарное покрытие, отсутствуют перепады высот, на ступеньках установлен пандус с поручнями; толщина швов между плитками не более 10 мм.
Пандус (наружный):
ширина не менее 1,0 м;
протяжённость марша пандуса (крыльца), при отсутствии промежуточных площадок, не превышает 6 м;
площадки в начале и конце подъёма (ширина не менее ширины пандуса, длина 1,8 м.).
Входная группа (ступеньки, крыльцо, подъезд):
Наличие горизонтальной площадки (крыльца) перед входом в здание размерами не менее 1,8х1,8;
высота ступеней не более 0,12 м, ширина - не менее 0,4 м;
количество ступеней в марше - не менее трёх и не более 12;
наличие при прямом движении промежуточных горизонтальных площадок после каждого марша длиной не менее 1,5 м;
входная площадка перед входом в колледж оснащена конструкцией, защищающей её от атмосферных осадков;
имеется предупредительный знак в виде двухстороннего жёлтого круга на остеклённой двери учреждения образования.
Дверь (входная):
дверь в здание на пути движения не имеет порогов;
ширина дверного проёма в свету не менее 0,9 м;
наличие тамбура при прямом движении (глубина не менее 1,8 м, ширина не менее 2,2 м);
дверные ручки размещены на высоте не менее 0,8 м, но не более 1,1 м.
Контрастна маркировка лестниц - обязательный элемент доступной среды. Она позволяет инвалидам с нарушением зрения обратить внимание на начало и конец лестничного марша, безопасно передвигаться на входной зоне и внутри зданий. На лестничном марше уложена на первую и последнюю ступень (такой вариант допускается по ГОСТу). Тем самым обозначается начало и конец лестничного марша. Такая организация лестницы тактильной лентой отлично ориентирует, а главное - создаёт безопасную зону для незрячего.
В здании общежития установлен пандус, есть расширенная входная группа, на прилегающей территории имеется ровное дорожное покрытие.
Календарный план
экспериментальной деятельности
на 2022/2023 учебный год
«Апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования»
Руководитель проекта: заместитель начальника центра развития профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук Соловьева О.А.
Координатор проекта: методист ЦР ПО Викторовская Н. К.
В настоящее время в систему образования все прочнее входит термин «инклюзивное образование», подразумевающий обучение детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях, обеспечение благоприятных условий для каждого ребенка.
Переход к инклюзивному образованию стал основной мировой тенденцией в сфере образования лиц с ОПФР. Статья 24 Конвенции о правах инвалидов предусматривает обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Инклюзивное образование является логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Если интеграция означает приведение в соответствие с потребностями учащихся с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной, то инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
Эффективность внедрения инклюзивного подхода в образовательную систему зависит прежде всего от подготовки квалифицированных педагогических кадров, осознающих социальную значимость своей профессии, обладающих высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, знающих возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, умеющих реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды.
К сожалению, в большинстве случаев инклюзивное образование строится на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет достаточных знаний, не имеет специальной подготовки для работы с данной категорией обучающихся.
Образовательные учреждения разного уровня недостаточно оснащены необходимой техникой и оборудованием, в которых нуждаются лица с ограниченными возможностями здоровья и др.
Несоответствие учебных планов и содержания обучения общеобразовательной и профессиональной школы особым образовательным потребностям лиц с ОПФР значительно усложняют работу педагогов.
Успешность обучения учащихся с особенностями психофизического развития в учебных группах учреждений профессионального образования зависит от множества составляющих, одним из которых является готовность педагогических работников к осуществлению данного вида профессиональной деятельности.
Сегодня, в условиях рыночной экономики возрастает значение уровня профессионального мастерства будущих работников, а следовательно, повышаются требования ко всем участникам образовательного процесса.
Поэтому и возникла необходимость в создании базовой площадки для сопровождения инклюзивного профессионального образования.
Возможно, при повышении компетентности педагога, за счет глубокого изучения психологических особенностей обучающихся данной категории; создании специально организованной инклюзивной образовательной среды, для реализации задач проекта; а также содействия развитию социального партнерства учреждений образования, организаций и общественных объединений в профессиональном обучении лиц с особенностями психофизического развития; будут достигнуты значимые результаты в подготовке молодых специалистов с особыми потребностями.
Цель экспериментальной деятельности учреждения образования в 2022/2023 учебном году:
Создание и исследование эффективных инструментов внедрения инклюзивного подхода в образовательную среду путем сравнения результатов обучения в контрольной и экспериментальной группах.
Задачи:
- Провести анализ проблемы готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, выявить структуру данной готовности, ее критерии.
- Создать организационно-педагогические условия инклюзивного обучения лиц с особыми потребностями.
- Разработать методику проведения эксперимента, формы, критерии и показатели каждого этапа эксперимента по квалификациям «Швея»; «Овощевод». Апробировать методику на экспериментальной группе.
4.Организовать сотрудничество по вопросам реализации инклюзивной практики через организацию взаимодействия с другими образовательными и общественными организациями для обеспечения методического сопровождения участников инклюзивного процесса.
Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2022-2025гг
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название этапа |
Содержание работы |
Срок проведения |
Форма представления результатов |
|
ЭТАП 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ |
Создание необходимых условий для проведения эксперимента: организационных, кадровых, методических, материально-технических, финансовых: |
Сентябрь -октябрь 2022 |
||
- создание творческой группы для проведения экспериментальной деятельности. |
Сентябрь 2022 |
Приказ о создании творческой группы. |
||
- разработка и утверждение программы экспериментальной деятельности на учебный год. |
Сентябрь 2022 |
Календарный план экспериментальной деятельности на 2022/2023 учебный год. |
||
- подготовка материальной базы для проведения экспериментальной деятельности. |
Сентябрь - октябрь 2022 |
|||
- выявление уровня готовности кадрового состава к работе с лицами с особыми потребностями. |
Октябрь 2022 |
Аналитическая справка по результатам анкетирования. |
||
- входная диагностика в соответствии с критериями и показателями, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности. |
Октябрь 2022 |
Аналитическая справка по результатам анкетирования. |
||
ЭТАП 2. ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ |
Изучение действующих НПА, регулирующих организацию обучения лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). |
Сентябрь –ноябрь 2022 |
Аналитический обзор; банк данных по теме эксперимента. |
|
Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве колледжа. Тренинг «Условия для успешного инклюзивного образования». |
Январь 2023 |
Методические разработки тренингов. |
||
Посещение обучающих курсов в течении года (на базе РИПО). |
Октябрь 2022- апрель 2023 |
Отчет о количестве педагогов, повысивших квалификацию |
||
Адаптация и модификация содержания учебного материала по учебным предметам профессионального компонента по специальности «Технология производства швейных изделий» квалификация «Швея» - «Материаловедение швейного производства»; по специальности «Производство продукции растениеводства» - квалификация «Овощевод» - «Основы агрономии», «Овощеводство». |
Октябрь 2022 – апрель 2023 |
Разработки учебно-методических материалов. |
||
Организация сотрудничества по вопросам реализации инклюзивной практики через организацию взаимодействия с другими образовательными и общественными организациями для обеспечения методического сопровождения участников инклюзивного процесса. |
Октябрь 2022-апрель 2023 |
|||
ЭТАП 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Изучение и учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. |
Октябрь 2022– май 2023 |
Рекомендации СППС Аналитическая справка |
|
Разработка методов, средств и способов обучения для учащихся с ООП. |
Ноябрь 2022- февраль 2023 |
Разработки учебно-методических материалов. |
||
Изучение педагогами онлайн-сервисов для создания презентаций, викторин, тестов, игр и др. |
В течении учебного года |
|||
Применение интерактивных технологий для повышения практической направленности учебного материала. |
Январь –апрель 2023 |
Разработки учебно- методических материалов. |
||
Разработка системы заданий по каждому учебному предмету профессионального компонента для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, методических руководств по их выполнению. |
Март – июнь 2023 |
Разработки учебно- методических материалов. |
||
Информирование о внедрении модели инклюзивного образования. Создание на сайте «Виртуальный информационно-методический кабинет» вкладки «Инклюзивное образование» (обновление информации постоянно в течение года). |
Октябрь 2022 |
Материал сайта |
||
|
Взаимодействие с Брестским областным ЦКРОиР. |
В течении 2022/2023 учебного года |
||
ЭТАП 4. ОБОБЩАЮЩИЙ |
Фиксация исходящей диагностики эффективности экспериментальной деятельности. Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов экспериментальной деятельности. Обработка и анализ полученных результатов, соотнесение их с целями и задачами проекта, установление степени достижения поставленной цели. |
Апрель - май 2023 |
Промежуточный отчёт о результатах ЭД за учебный год. Дневники членов творческой группы. |
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии |
Показатели |
1.Потребность повышения профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования среди педагогов. |
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по организации ЭД. Количество проведенных мероприятий на базе учреждения по теме экспериментальной деятельности. |
2. Инклюзивная культура в образовательном пространстве колледжа. |
Толерантное отношение педагогов, учащихся, родителей к обучению в колледже учащихся с особыми потребностями. Сформирование знаний об особенностях взаимодействия с людьми с инвалидностью у педагогов, учащихся и технического персонала. |
3.Учебные достижения учащихся. |
Динамика успеваемости в сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп. Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения. Повышение мотивации учащихся к обучению. |
4.Информационное сопровождение экспериментальной работы. |
Наличие публикаций по теме эксперимента в научно –методических журналах, в СМИ: отражение результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательного учреждения. |
5. Профориентационная работа. |
Количество разработанных профориентационных материалов, адаптированных для лиц с ОПФР, в т.ч. с инвалидностью. Количество проведенных мероприятий с участием лиц с ОПФР, в т.ч. с инвалидностью. |
6.Эффективность ЭД за2022/2023 учебный год. |
Степень соответствия полученных результатов целям и задачам ЭД. |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
Экспериментальный проект «Апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования».
Из опыта работы:
1. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Уборка урожая овощных культур». Тема урока «Уборка урожая капусты». Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
2. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Переработка овощей». Тема урока «Соление овощей и квашение капусты».
Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
3. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Уборка урожая овощных культур». Тема урока «Уборка урожая корнеплодов».
Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
4. Инструкционные карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Выполнение машинных швов». Составитель: Кулинич Т.И., мастер производственного обучения.
5. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Выполнение машинных швов». Составитель: Кулинич Т.И., мастер производственного обучения.
6. Инструкционные карты по учебному предмету «Основы агрономии». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
7. Контроль знаний (средства текущей аттестации) по учебному предмету «Овощеводство». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
8. Опорные конспекты по учебному предмету «Овощеводство». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
9. Конспект открытого урока по учебному предмету «Основы агрономии». Тема «Меры борьбы с вредителями и болезнями». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
10. Конспект открытого урока по учебному предмету «Овощеводство». Тема «Технология выращивания белокочанной капусты». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
11. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Материаловедение» по разделу «Ассортимент тканей». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
12. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Специальная технология» по теме «Обработка мелких деталей». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
13. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Специальная технология» по разделу «Технология изготовления швейных изделий. Изготовление брюк». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
14. Инструкционно-технологическая карта по учебному предмету «Специальная технология». Тема программы «Обработка прорезных карманов». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
15. Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения». Хомицевич А.В., педагог-психолог.
16. Диагностика. Методика Г.Айзенка – определение типа темперамента. Хомицевич А.В., педагог-психолог.
Календарный план экспериментальной деятельности по проекту на 2022/2023 учебный год
Календарный план экспериментальной деятельности по проекту на 2023/2024 учебный год
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
- Конвенция о правах ребенка
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
- Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество
- Конвенция о правах инвалидов
- Декларация генеральной ассамблеи ООН о правах умственно отсталых лиц
- Декларация о правах инвалидов
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
- Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям
- Информация о Марракешском договоре
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.).
Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З "Кодекс Республики Беларусь об образовании" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874).
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570- XII «О правах ребенка». Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.03.2001 г. №2/408.
Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. №183-3 "О правах инвалидов и их социальной интеграции".
Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З. Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 19.06.2006 г. № 2/1222.
Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. N 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов».
Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 N 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.10.2016 г. N 2/2422.
Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 80 (ред. от 28.08.2015) «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования». Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 9 февраля 2006 г. N 1/7253.
Указ Президента Республики Беларусь от .01.2017 г. N 4 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.01. 2017 г. N 1/16853.
ПРИКАЗЫ
Приложение к приказу Министерства Образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411
Уважаемые гости сайта!
С 1 сентября 2022 года в образовательном пространстве колледжа начал реализовываться экспериментальный проект «Апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования».
Ожидаемые результаты проекта:
-
- повышение профессиональной компетентности педагога;
- создание специально организованной инклюзивной образовательной среды;
- повышение качества подготовки обучающихся с особыми потребностями;
- развитие социального партнерства учреждений образования, организаций и общественных объединений в профессиональном обучении лиц с особенностями психофизического развития.
Тематический ресурс "Инклюзивное образование" создан с целью информирования о процессе внедрения в образовательную среду колледжа экспериментального проекта, оказания помощи в получении и применении необходимой информации, а также для методической поддержки творческой группы педагогов, участвующих в реализации проекта, совершенствование их профессиональной квалификации и самообразования, для общения с помощью сетевого информационно-образовательного сервиса.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» |
Дэвид Бланкет |
Подкатегории
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Экспериментальный проект «Апробация организационно-методической структуры сопровождения инклюзивного образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования».
ПРИКАЗЫ
Приложение к приказу Министерства Образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411
Календарный план экспериментальной деятельности по проекту на 2022/2023 учебный год
Календарный план экспериментальной деятельности по проекту на 2023/2024 учебный год
Календарный план экспериментальной деятельности по проекту на 2024/2025 учебный год
Из опыта работы:
1. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Уборка урожая овощных культур». Тема урока «Уборка урожая капусты». Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
2. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Переработка овощей». Тема урока «Соление овощей и квашение капусты».
Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
3. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Уборка урожая овощных культур». Тема урока «Уборка урожая корнеплодов».
Составитель: Масалёва В.Ф., мастер производственного обучения.
4. Инструкционные карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Выполнение машинных швов». Составитель: Кулинич Т.И., мастер производственного обучения.
5. Инструкционно-технологические карты по учебному предмету «Производственное обучение». Тема программы «Выполнение машинных швов». Составитель: Кулинич Т.И., мастер производственного обучения.
6. Инструкционные карты по учебному предмету «Основы агрономии». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
7. Контроль знаний (средства текущей аттестации) по учебному предмету «Овощеводство». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
8. Опорные конспекты по учебному предмету «Овощеводство». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
9. Конспект открытого урока по учебному предмету «Основы агрономии». Тема «Меры борьбы с вредителями и болезнями». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
10. Конспект открытого урока по учебному предмету «Овощеводство». Тема «Технология выращивания белокочанной капусты». Составитель: Сорока С.А., преподаватель.
11. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Материаловедение» по разделу «Ассортимент тканей». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
12. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Специальная технология» по теме «Обработка мелких деталей». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
13. Учебно-наглядное пособие по учебному предмету «Специальная технология» по разделу «Технология изготовления швейных изделий. Изготовление брюк». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
14. Инструкционно-технологическая карта по учебному предмету «Специальная технология». Тема программы «Обработка прорезных карманов». Составитель: Мороз С.Н., преподаватель.
15. Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения». Хомицевич А.В., педагог-психолог.
16. Диагностика. Методика Г.Айзенка – определение типа темперамента. Хомицевич А.В., педагог-психолог.
Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов
Новости и события центра профессиональной и социальной реабилитации лиц с ОПФР и инвалидов